ДомойТосненский вестникЗеленый семафор Михаила Матвеева

Зеленый семафор Михаила Матвеева

Реклама партнёра

Впервые в России профессиональное торжество, объединяющее всех работников стальных магистралей, стали отмечать еще в позапрошлом веке. И это один из старейших профессиональных праздников в нашей стране, как, собственно, и сама железнодорожная отрасль экономики.

Долгие годы она была и одной из самых успешных: к концу XIX века по росту рельсовых путей сообщения Россия занимала лидирующую позицию в мире. Железные дороги соединяли не только Москву и Петербург, но и отдаленные города Средней Азии и Урала, Кавказа и Дальнего Востока.

История Тосно также неразрывно связана со строительством железных дорог. В 1851 году вступила в строй Николаевская железная дорога, из-за чего постепенно был ликвидирован ямской промысел, и ямская слобода Тосна стала небольшой железнодорожной станцией. Благодаря строительству железной дороги, соединившей Тосненский край со столицей, здесь появилось много дачных мест, связанных с именами писателей, художников, поэтов.

Сегодня, чтобы структура железных дорог работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. При этом по характеру работы их профессии сильно отличаются: одни предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Но все они – диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов и стрелочники – 1 августа 2021 года – виновники торжества. В их честь – поздравления и множество добрых пожеланий.

Герой нашего рассказа, машинист-инструктор Северо-Западной дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» Михаил МАТВЕЕВ, в нынешнем году отметит двойной праздник – День железнодорожника и 20 лет работы в отрасли. Кстати, 1 августа у него будет обычный рабочий день, потому как если ты выбрал такую ответственную профессию, то отдыхать некогда.

Начало пути

– Михаил Васильевич, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, почему решили связать свою жизнь с железными дорогами?

– Родился и вырос я в Тосно, окончил 9 классов в Тосненской средней школе №1. Затем, так сказать, по зову сердца поступил в Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта и окончил его по специальности «Тяговый подвижной состав». Если вкратце, там я научился ремонтировать поезда и управлять машинами на электротяге и тепловозной тяге. После по распределению попал в моторвагонную дирекцию и соответственно работал на электричках тосненского направления – Тосно, Волховстрой, Малая Вишера, Великий Новгород.

Я там отработал примерно два месяца, и меня забрали в армию. Отслужил. Помню, как первый день вышел на работу (меня тогда закрепили за машинистом): волнение, конечно, было. А через полтора года меня уже отправили на повышение квалификации, где я получил права на управление электропоездом.

Кстати, вот сейчас такие права выглядят очень похоже на те, что выдаются на управление автотранспортом. А тогда это было удостоверение со всей подробной информацией. Мы его с собой носили везде. Без него ни в коем случае на работу прийти было нельзя.

Только вперед

– Расскажите, а как вы стали машинистом ЭР-200? Часто ли вы повышали свою квалификацию?

– Это был интересный и увлекательный путь: углубленная медкомиссия, некоторые рутинные процедуры… И вот я помощник машиниста на скоростном поезде ЭР-200. В 2006 году, успешно сдав экзамены, поставлен машинистом. Впоследствии я ежегодно повышал квалификацию, и в 2009-м получил первый класс машиниста (их всего четыре) и стал работать на испытаниях «Сапсанов». Тогда как раз они пришли.

– Михаил Васильевич, если не секрет, как проходят эти испытания?

– Испытания – это проверка всех заявленных характеристик: диагностика работы поезда, его совместимость с нашими системами безопасности. Смотрим, как поезд разгоняется, как он тормозит, какой у него тормозной путь и так далее. Для этих целей часто используется испытательный полигон, который находится в Москве.

– Как потом складывался ваш трудовой путь?

– Три года я был машинистом «Сапсана». Затем стал машинистом-инструктором. На этой должности я работаю и сейчас: занимаюсь обучением, подготовкой, контролем машинистов. Сначала все происходит в учебном центре. Я же провожу занятия «в полях», контрольно-инструкторские поездки. Вот человека поставил машинистом работать – он поехал. Вскоре прихожу и проверяю, как он управляет поездом, как он умеет, например, тормозить, разгоняться, останавливаться. Если какие-то есть недостатки в работе, назначаю определенные занятия по этим направлениям, провожу дополнительную работу, оцениваю, как человек все делает, усвоил ли он этот материал.

– Скажите, а профессиональный глаз у вас наметан? Вот приходит к вам человек учиться, а вы сразу видите, хорошо у него получится или не очень…

– Сразу хочу оговориться, что все кандидаты проходят строгую скрупулезную проверку: отвечают на множество вопросов по курсу обучения и общей практики. И сразу становится видно, подходит нам человек или нет, какой у него уровень подготовки и так далее. При том что мы, как правило, набираем людей уже с опытом работы на железной дороге – тех, кто успешно себя зарекомендовал. Конечно, медкомиссия должна быть успешно пройдена. Ну и каждый железнодорожник, каждый машинист должен знать определенный круг вопросов. Без этого никуда.

Профессия на всю жизнь

– Вы довольны тем, что выбрали профессию железнодорожника?

– Честно скажу, ни секунды не пожалел, что пошел работать на железную дорогу. Мне изначально все это было очень интересно – Эр-200, «Сапсаны», «Аллегро». Помимо этого, я летал на стажировку в Германию, учился управлять электропоездами «Ласточка».

– Вы ведь и на Универсиаде, и на Олимпиаде успели поработать? Интересно было?

– Да, это было незабываемое время. В 2013 году я участвовал в запуске электропоездов «Ласточка» между Казанью и аэропортом Казани на Универсиаде, запускал «Ласточки» на Олимпийских играх в Сочи. Я полгода там находился и, без преувеличения, обучил 100% машинистов.

– Много было работы?

– Разумеется. Ведь запуск, это что такое? Вот мы приехали, и там только-только построили железную дорогу из Адлера в Красную Поляну, из Адлера в Имеретинский парк. И вместе с машинистами, которые там ни разу не были, мы сначала сами проехали, ознакомились с участком, какие-то пометки себе сделали. Соответственно потом все это проанализировали, проработали и уже с поездом начали кататься потихонечку. С каждым машинистом нужно было по несколько раз проехаться, прежде чем его можно было допустить одного в работу. Так мы и «накатывали» людей. И шутка ли – 250 пар поездов в сутки! Туда-обратно – и чтобы четко по расписанию, заступали, менялись, чтобы все работало как единый организм! При этом нельзя не сказать, что многое получается благодаря тому, что у нас хороший дружный коллектив, коллеги всегда поддержат, помогут, дадут совет.

– Михаил Васильевич, а что вам больше всего нравится в вашей работе?

– Если говорить в целом, есть определенная гордость за то, что вот я обучил человека, сделал, вырастил из помощника машиниста, и он начал работать, проявлять себя. И тогда я чувствую, что приношу пользу, что все это не зря. Это вот самое главное.

Железная дорога – это призвание

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в вашей области? Может быть, есть какие-то главные черты, которые присущи хорошим специалистам?

– Могу на ваш вопрос ответить утвердительно. И таких качеств, конечно, несколько. Во-первых, человек должен обладать хорошим здоровьем. Второе – быть целеустремленным, грамотным. В-третьих, важны выдержка и спокойствие, особенно при работе с пассажирами. Также порой нужно проявлять хладнокровие. Говоря простым языком, не пугаться, не дергаться, взвешенно и четко принимать решения либо в определенных ситуациях следовать утвержденным правилам. Ну, вот это, на мой взгляд, наверное, основное.

– Что является для вас самым сложным в работе?

– Я скажу так: если ты знаешь, к какой цели ты идешь, вокруг хороший коллектив и поддержка, то ничего сложного в работе нет. Все решаемо. Да и на самом деле сложностей нет.

– Вы сейчас занимаете руководящую должность. Какие качества вы цените в людях как руководитель?

– Сейчас у меня в непосредственном подчинении находится 20 машинистов плюс 17 помощников машинистов. И, прежде всего, я как руководитель ценю взаимную честность: чтобы ребята были со мной честны и я с ними. Если что-то ты не так понял, или что-то не так сделал, приди лучше спроси, расскажи, посоветуйся. Потому что все равно все узнается – не сегодня так завтра, не завтра, так послезавтра.

– Сразу напрашивается вопрос – вы строгий руководитель?

– Я бы сказал, что не строгий, а скорее требовательный.

Профессиональный праздник

– 27 августа исполняется 20 лет, как вы работаете в РЖД. Вот если оглянуться назад, то за такую длительную карьеру что вы считаете своими главными достижениями?

– Да, честно говоря, любое победа мне помнится в основном усилиями, которые пришлось приложить, чтобы ее достичь. Но навсегда, конечно, запомнился запуск Универсиады, Олимпийские игры в Сочи, запуск Московского центрального кольца. Ох, много было событий. И впереди, надеюсь, еще столько же.

– Михаил Васильевич, как бы вы обратились к тем, кто собирается получить такую же профессию, как у вас, или начать свой трудовой путь на железной дороге?

– Могу сказать одно – железная дорога открывает перед грамотными молодыми специалистами много возможностей. Особенно если у тебя есть желание развиваться, целеустремленность и трудолюбие. Если этого нет, то и на железной дороге такому человеку делать нечего. Это же не просто какая-то работа, это безопасность людей. Вот, что важно. И никакой халатности тут быть просто не может.

– Что для вас значит День железнодорожника? Как будете праздновать?

– Я в этом году дежурю и буду на работе. От того, что праздник, поезда ведь ходить не перестанут. И работу нужно продолжать. Даже немного будет не до праздника, если честно. А так как моя супруга тоже работник железной дороги. Поздравим друг друга вечером, я думаю, да дома чая с тортом попьем.

– Как бы вы поздравили коллег с профессиональным праздником?

– Желаю профессиональных успехов и развития. Пусть все пути и стрелы будут в правильном направлении. Пусть горит зеленый свет любым начинаниям и желаниям. Здоровья коллегам, силы духа и тела, энергичности, целеустремленности, процветания, благополучия и всего самого лучшего! С Днем железнодорожника!

Ирина Данилова

Фото: Евгения Асташенкова и архива Северо-Западной дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД»

Реклама партнёра

RELATED ARTICLES

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Most Popular